НОВШЕСТВА | 24-09-2024 |
Нет ничего из области мысли, над чем
кто-нибудь уже не размышлял раньше;
остается лишь заново продумать это.
Гёте
В 1907 или 1908 году я присутствовала на лекции о Бетховене. Докладчик пространно рассуждал о новшествах, введенных в музыку Бетховеном. "Он первым, подобно бурному потоку, осмелился опрокинуть существовавшие преграды: он покорил все формы, он создал симфонию, расширил область сонаты; он был первым, кто ввел изобразительный жанр и таким образом дал предвкусить нам Вагнера" — и так далее...
Оратор так увлекся идеей представить Бетховена неким изобретателем, в первую очередь желавшим открывать всяческие новинки и имевшим единственную цель — уничтожить все препятствия и все шаблоны прошлого, что чуть не забыл сказать, что Бетховен был также огромным музыкальным гением и несравненным поэтом. К счастью, у Бетховена есть иные права на славу, чем те, о которых упомянул докладчик, поскольку в качестве новатора он разрушил сравнительно немногое; чаше же он спокойно воспринимал формулы, завешанные ему традицией. Он использовал сонатную форму, которая еще раньше привела в отчаяние Фонтенеля. воскликнувшего: "Соната, что ты хочешь от меня?" Разве Бетховен полностью видоизменил ее? Нет, главные изменения были уже сделаны Карлом Филиппом Эмануэлем Бахом. Но разве не говорят, что он добавил новую часть?
Красота бетховенских сонат - в их содержании, а не в мнимой новизне их внешних очертаний и не в том. что менуэт наконец превратился в скерцо. В первых его сонатах и даже в "Патетической", ор. 13, диапазон не превышает пяти октав, при том что в то время использовались пианофорте с пятью с половиной и даже с шестью октавами.
Смотрите также: Юсиф ЭйвазовЧезари Рута ФРАНЦУЗСКАЯ И ИТАЛЬЯНСКАЯ МУЗЫКА - ВЛИЯНИЕ НА НЕМЦЕВ TUSKA-2011: ТРИ ДНЯ БЕТОНА И МЕТАЛЛА Джованни Бролло |
"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).