СИЛА ЗВУЧАНИЯ - НЕ НОВШЕСТВО | 01-08-2024 |
Однажды некий историк музыки сказал мне: "В любую эпоху злоупотребление новаторами силой звучания встречало осуждение. Радетели прошлого не осознают того, что в постепенном усилении звучности заключен один из главнейших, если не самый существенный, элемент музыкального прогресса". Мне давно была известна эта широко распространенная теория, но я впервые услышала столь ясную и точную ее формулировку.
Однако в различные времена всей нашей истории утонченность музыки предыдущих эпох превозносится, а сила и грубость современной - порицается. Лафонтен критиковал Люлли за шумность его опер. Приверженцы Рамо видели в Глюке немца, приехавшего во Францию, чтобы загубить ее слух нескончаемой трескотней. "Со времен взятия Бастилии, — говорит Гретри в своих "Мемуарах о музыке" ("Memoires sur la Musique"), — музыка производится лишь канонадой". Берлиоз оказался блудным сыном, который, пометав в свое время громы и молнии, поднял-таки голос против злоупотреблений, совершаемых певцами и композиторами; он потребовал даже введения старого китайского закона, по которому неоправданное обращение к тамтаму каралось смертью. "Имея громкую глотку, трудно думать о тонких предметах", - считал Ницше. А Гуно заметил: "Добро не производит шума, а шум - добра".
При всем своем враждебном отношении к экспансии звучности современная музыка, однако, превосходит в этом отношении старинную. Но, коль скоро звуковая мощь признается одним из существенных элементов нашей эволюции, зачем приуменьшать ее, чтобы втиснуть в узкие рамки прошлого? Почему бы не воздать должное за наш прогресс и наши успехи старинным мастерам?
Однако, пожелай мы ради исторической точности оставаться верными аутентичным звучаниям, нам надлежало бы только постепенно умерять силу звука пропорционально удаленности исполняемого произведения во времени.
Смотрите также: НОВШЕСТВАСтиль Юсиф Эйвазов Чезари Рута ФРАНЦУЗСКАЯ И ИТАЛЬЯНСКАЯ МУЗЫКА - ВЛИЯНИЕ НА НЕМЦЕВ |
"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).