ВОКАЛЬНАЯ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА | 23-09-2024 |
Инструментальная музыка сделала огромные успехи. Это безусловно. Сегодня мы более чутко реагируем на нюансы тембра, мы лучше понимаем свойства и качества инструментов и пользуемся ими с невиданной ранее легкостью. Изумительным образом развилась оркестровая музыка. Все это так. И именно поэтому симфоническую и инструментальную музыку обычно считают высшим проявлением искусства. Некогда то же самое утверждалось по поводу вокальной музыки. "Никакая инструментальная музыка, —писал У. Бёрд,-не может сравниться с человеческим голосом". Право исключительной собственности на эту мысль вовсе не принадлежало одному лишь великому английскому вёрджиналисту. Она была расхожей уже в средние века: музыка, то есть искусство пения. Считалось, что красивый человеческий голос проникает в душу непосредственнее и естественнее, чем звуки, производимые органом, виолой или лютней. Старинная церковная музыка, превозносимая Вагнером за ее возвышенность, богатство и неизъяснимую красоту, имела для своей уникальной звуковой выразительности ансамбль человеческих голосов. Инструменты использовались лишь изредка, чтобы поддержать голоса или заменить те, которых могло недоставать.
Мы встречаем инструментальную музыку и в XV, и в XVI столетиях, но это в основном вокальная музыка, которая вместо голосов исполнялась инструментами. Инструментальная музыка добивается равноправия только к концу XVII века. Именно тогда начинает формироваться ее собственный характер.
Нам известен культ вокальной музыки у итальянцев. Что касается немцев, то голос всегда был их слабой стороной. Вагнер хорошо сознавал это, когда писал: "Природа не дала ему органа, приспособленного для свободного и нежного пения, подобного глоткам счастливых сынов Италии".
Смотрите также: TUSKA-2011: ТРИ ДНЯ БЕТОНА И МЕТАЛЛАBlackfield Первый танец молодоженов Французские влияния на клавирную музыку Баха ВОКАЛЬНАЯ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА |
"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).